Консультация на период каникул для родителей детей с нарушением интеллекта и другими нарушениями развития.
Мы все с нетерпением каникулы. Каникулы в любое время года это благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для всестороннего развития ребёнка.
Что бы не растерять полученные в доме-интернате знания, умения и навыки, родители должны быть заинтересованными в развитии своего ребёнка даже в каникулярное время. Поэтому очень важно дома создавать предметно-развивающую и игровую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию ребёнка с особыми потребностями.
Совместная деятельность с детьми в условиях дома, прежде всего, направлена на формирование сенсомоторного опыта, на развитие предметно-практической деятельности, системы элементарных обследовательских действий, а также познавательных установок «Что это?», «Кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают?» «Что он делает?».
Взрослый помогает ребёнку принять удобную позу, создаёт условия для взаимодействия с объектами (игрушками, предметами бытового окружения, природными материалами, сенсорными объектами), комментирует ощущения ребёнка, его действия, создаёт условия для развития речевой активности ребёнка. Чем же можно заинтересовать ребёнка в период каникул? 1.НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Во время прогулки продолжайте наблюдать за изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Гуляя в парке или в лесу рассматривайте деревья, кустарники, цветущие травы, по возможности наблюдайте за представителями животного мира.
Рассматривайте растения, насекомых, объекты неживой природы, обращая внимание на их признаки и качества (цвет, форма, величина, ощущения), учите ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между и др.).
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Развитие речи тесно связано с познанием окружающего мира. Продуктивный приём познания – совместная с взрослым игра. Именно в ходе игры ребёнок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.
Дома создавайте игровые ситуации, стимулирующие интерес к объектам окружающего мира (предметам, игрушкам, одежде, обуви и т.д.). Продолжайте развивать познавательные способности («Что это?», «Кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают?», «Что он делает?»).
Демонстрируйте доступные предметы бытового окружения, игрушки, предметы одежды и обуви, атрибуты для летних игр, объекты природы, помогайте ребёнку рассмотреть их, формируйте опыт исследовательских действий в совместной игре.
Привлекайте ребёнка к изображениям объектов (игрушек, предметов, объектов природы, одежде и обуви (согласно сезона), атрибутов для игр), совместно рассматривайте и называйте их.
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием.
Разговаривайте ребёнком во время всех видов деятельности (одевание-раздевание, игра, прогулка и др.), говорите о том, что делаете вы, что делает ребёнок, что делают другие люди.
Используйте правильно построенные фразы, предложения. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность воспринять информацию.
Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают, комментируйте их. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и другие. Это развивает слуховое восприятие. Чаще читайте ребёнку вслух. Это развивает слуховое внимание, понимание речи, коммуникативные навыки. Объясняйте прочитанное, рассматривайте иллюстрации, задавайте вопросы, на которые может ответить говорящий ребёнок. ИГРЫ С ПЕСКОМ
Создавайте игровые ситуации, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук через игры с песком.
Во время прогулки, в тёплое время года, или дома проводите игры с песком и атрибутами для игр с песком. Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с песком.
Рекомендуемые игры:
«Отпечатки ручек» - взрослый помогает ребёнку оставить отпечатки внутренней и внешней стороны кисти, а также кулачка на песке. «Что же спрятано в песке?» - взрослый помогает ребёнку погрузить ручки в песок и отыскать спрятанные небольшие игрушки удобные для захвата. «Откопаем игрушку совочком» - взрослый помогает ребёнку удерживать совочек и откапывать небольшую игрушку, закопанную ранее. Можно использовать и другие инструменты для откапывания игрушек (ложку, грабли, палочку и др.).
«Пересыпание песка» - взрослый помогает ребёнку пересыпать руками песок в ёмкости. Затем из ёмкости в ёмкость. Заполнять ёмкости песком можно с использованием инструментов (совочка, ложки, лопатки и др.).
«Игры с песком и водой» - взрослый помогает ребёнку перелить воду в песок, перемешать (руками или инструментом), дать потрогать влажный песок, комментирует ощущения ребёнка. ИГРЫ С ВОДОЙ Создавайте игровые ситуации, направленные на: переливание воды, заполнение сосудов, запуск плавающих игрушек, доставание предметов и игрушек из воды руками, вылавливание предметов и игрушек из воды с помощью различных атрибутов (ситечек, разнообразных ложек, шумовки и др.). Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с водой.
Рекомендуемые игры:
«Здравствуй, водичка» - взрослый помогает ребёнку опустить ручки в воду, совершать движения в воде, комментирует ощущения;
«Похлопаем ладошкой по воде»;
«Весёлые капельки» - привлекайте внимание к капелькам, капающим с пальчиков, комментируйте ощущения ребёнка;
«Разноцветная водичка» - игры с подкрашенной водой.
«Водичка тёплая, холодная» - знакомьте с разницей температурных ощущений от прикосновения к тёплой и прохладной воде, комментируйте ощущения ребёнка.
«Нальём – выльем воду» - помогайте ребёнку зачерпывать воду в различные ёмкости и переливать её.
«Запустим кораблики» - помогайте ребёнку запускать различные кораблики (пластмассовые, бумажные, самодельные) в воду.
«Игры с заводными плавающими игрушками» - помогайте ребёнку заводить и запускать в воду плавающие игрушки.
ИГРЫ С ВЕТРОМ
Ребёнку (с учётом его возможностей) создавайте дома игровые ситуации, направленные на привлечение внимания к ветру, к атрибутам для игр с ветром.
Для организации игр с ветром можно использовать самолётики, вертушки, флюгеры, султанчики, мыльные пузыри, воздушные шары, парашютики, летающие тарелки и другие атрибуты, изготовленные своими руками.
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с ветром.
Рекомендуемые игры:
«Мыльные пузыри» - взрослый помогает ребёнку выдувать мыльные пузыри, следить за их движением, дотрагиваться, чтобы они лопнули.
«Бумажные самолётики» - взрослый складывает из бумаги самолётик (по возможности привлекая ребёнка), помогает ребёнку с особенностями развития запустить самолётик в полёт.
«Кисточка» - взрослый предварительно изготавливает кисточку из ленточек, нарезанных из полиэтиленового пакета, и закреплённых на пластмассовом кольце в форме кисточки
. Затем на улице в ветреную погоду взрослый помогает ребёнку удерживать «кисточку», привлекает внимание к тому, как она двигается во время порывов ветра, комментирует ощущения ребёнка.
Для более глубокого понимания важности работы с ребёнком с особенностями развития во время каникул, размещаем дополнительную литературу по развивающему обучению и воспитанию.
Чтоб не потерять методические рекомендации, т.к. лента обновляется ежедневно, рекомендуем скачать рекомендации на ПК или телефон.